04.09.2013 | Служба новостей Росфирм

Необходимость оценки бизнеса

Экономический опыт показывает, что экспертная оценка деятельности предприятия необходима не только в случае подготовки к крупным сделкам. Часто эта процедура проводится при невыполнении финансовых обязательств перед партнерами или кредиторами. При этом оценка стоимости предприятия должна проводиться не как вынужденная мера, а как способ определения слабых сторон бизнеса и дальнейшим их устранением. Эта процедура также важна при передаче компании по наследству или при возможной продаже.

Экспертная оценка фирмы является залогом успешной работы, разрешения споров и проведения успешных сделок. Рыночная стоимость предприятия может сильно колебаться, поэтому необходимо использовать специальные методики, позволяющие получить точные сведения. Кроме рыночной стоимости нужно учитывать и другие активы объекта оценки (репутация, известность бренда). Объектами оценки деятельности компании могут выступать движимое и недвижимое имущество, действующие лицензии, права требования и обязательства, производственное оборудование и инструменты, интеллектуальная собственность (патенты, оригинальная документация).

Ведется оценка бизнеса с учетом совокупности различных рыночных факторов – риска, фактора времени, рыночной конъюнктуры, уровня конкуренции и специфических особенностей бизнес-деятельности. Оценка предприятия может проводиться для различных целей: повышения эффективности управления, повышения котировок ценных бумаг, принятия инвестиционного решения, реструктуризации компании, создании плана развития, определения кредитоспособности и величины залога.

Грамотно осуществленная оценка помогает существенно снизить финансовые риски и правильно принять важные решения. При этом бизнес рассматривается как единый имущественный комплекс, ведущий коммерческую деятельность для получения реального дохода. Поэтому процедуру оценки можно рассматривать как определение возможности получения прибыли.

Специалисты, проводящие оценку, определяют ретроспективные результаты деятельности компании, эффективность операций и сделок, а также прогнозируют потенциальные доходы. Проводится полный анализ рынка и конкурентной среды, чтобы выбрать эффективное направление деятельности с максимальной доходностью. Оценка компании ведется по трем методикам - имущественной, доходной и сравнительной. Выбор метода зависит от активности рынка, рыночных котировок других фирм, информации о сделках в отрасли и полноты предоставленных данных.